Банк «Югра» — уникальный случай в юридической практике

Банк «Югра» - уникальный случай в юридической практике

За последние три года Банк России отозвал лицензии у более чем 300 банков. Основными официальными причинами вывода кредитных организаций с рынка были: отмывание преступных доходов, незаконный вывод денег за рубеж и проведение сомнительных операций. На первый взгляд, деятельность Банка России в высшей степени благородна – расчистка финансового сектора от недобросовестных банкиров. Тем более отзыв лицензии по некоторым банкам сопровождался возбуждением уголовных дел в отношении собственников и руководства финансовых учреждений.
Однако, такое ощущение возникает только на первый взгляд и связано с тем, что банкиры чаще всего безропотно соглашаются с действиями мегарегулятора. Так, из числа банков, лишившихся лицензии, лишь считанные единицы решились оспорить действия ЦБ в судебном порядке. Во всех случаях попытки оспорить волю регулятора не привели к положительному результату и суды в каждом случае вставали на сторону Центрального банка.

Среди немногих, кто решился обратиться за судебной защитой, оказался и банк «Югра». Сразу же после отзыва лицензии руководство кредитной организации подало иск в Арбитражный суд г. Москвы с требованием признать решение ЦБ РФ об отзыве лицензии незаконным. Однако, суд не согласился с доводами банка и сохранил решение регулятора в силе. Обычно на этом этапе банкиры сдаются, а собственники срочно пытаются скрыться за рубежом, опасаясь уголовного преследования. В случае с «Югрой» все случилось иначе, собственники банка предприняли попытку донести свою позицию в Девятом апелляционном суде, но также безуспешно. Затем была подана кассационная жалоба на решение судов обеих инстанций, которая сейчас рассматривается в Арбитражном суде Московского округа. Для многих неосведомленных наблюдателей сложившаяся ситуация может напоминать затягивание процесса, ведь судебные тяжбы длятся уже более года. Однако для юристов очевидно – случай с банком «Югра» уникален, потому и буксуют судебные процессы. И связано это, в том числе, с вскрывающимися фактами действий ЦБ.  Например, сразу же после отзыва лицензии у кредитной организации представители Центрального Банка заявили, что банк «Югра» манипулировал деньгами населения (забалансовые вклады) и злоупотреблял кредитованием компаний, аффилированных с собственниками кредитной организации. Однако, после введения временной администрации эти заявления не нашли подтверждения. Как следует из отчета временной администрации «Югры», 15 июля 2018 года было выплачено 99,73% всех застрахованных вкладов, а достоверной информации о наличии забалансовых денежных средств так и не появилось.

Кстати, о временной администрации. Согласно ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности», после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Назначение временной администрации является одной из мер по предупреждению банкротства. Однако, по статистике в каждом случае, банк, у которого отозвана лицензия и назначена временная администрация, в результате признается банкротом. Таким образом в отсутствие четких критериев оценки признаков несостоятельности той или иной кредитной организации, решение банкротить банк или нет, фактически отдается на откуп ЦБ РФ.  В этом можно убедиться и на примере с банком «Югра». Банк лишился лицензии по двум основаниям — значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации стал ниже двух процентов, а также размер собственных средств (капитала) кредитной организации оказался ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации.

Вместе с тем, руководство Югры утверждает, что банк не нарушал никаких нормативов, никаких показателей и ликвидности у банка было достаточно. Так, в июне 2017 года главный акционер «Югры» Алексей Хотин докапитализировал банк на $500 млн. И если верить заявлениям топ-менеджмента банка, в июле 2017 года в России произошел первый случай ввода временной администрации в банк, который не нарушал каких-либо нормативов. В ходе же судебного процесса выяснилась еще одна особенность — 7 июля 2017 года, за три дня до ввода временной администрации, комитет банковского надзора Банка России постановил не отзывать лицензию у «Югры», но 22 июля, вопреки приказу, лицензия была отозвана без проведения надлежащей правовой процедуры по отмене приказа комитета банковского надзора. В связи с появлением новых обстоятельств, конечно же, суд берет время на изучение новых фактов, но это нормальная практика в свете того, что таких случаев в истории российской юридической практики нет. Тем не менее, дело «Югры» продолжается и нас, скорее всего, ждет ещё много сюрпризов и интересных фактов о деятельности банкиров и ЦБ, а пока мы ждем решения Арбитражного суда Московского округа, которое назначено на 15 августа 2018 года.

Ответ на предписание РОСТЕХНАДЗОРА

Ознакомиться с текстом можно ЗДЕСЬ 

С вопросами  по работе генерального директора можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Президент НОСТРОЙ Андрей Молчанов рассказал в интервью «Ведомостям» об изменениях строительного законодательства

06.07.2016

В марте Андрей Молчанов был избран Президентом Ассоциации «Национальное объединение строителей», объединяющей саморегулируемые организации в сфере строительства (СРО). Система саморегулирования строительной отрасли, принятая еще в 2009 году, должна была сделать строителей ответственнее, а стройки – безопаснее. На деле оказалось, что членство в СРО и торговля допусками к работам стали бизнесом…
Почему СРО строителей так и не заработала в отличие от саморегулируемых организаций оценщиков, адвокатов? Что изменится для строителей после внесения поправок в Градостроительный кодекс в части совершенствования работы СРО (3 июля 2016 года Президент России подписал закон, который как раз меняет законодательство о саморегулируемых организациях в сфере строительства)? На эти и другие вопросы Андрей Молчанов ответил в интервью «Ведомостям».

Подписан закон, направленный на совершенствование системы саморегулирования в строительной отрасли

05.07.2016

Как сообщает официальный сайт Президента Российской Федерации, 3 июля 2016 года Владимир Путин подписал Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон принят Государственной Думой 24 июня 2016 года и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок вступления их в силу.
Действие свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекратится с 1 июля 2017 года.

Минстрой смягчил требования к капиталу застройщиков

После первого чтения в Госдуме власти решили смягчить ряд поправок в закон о долевом строительстве, сообщаетТАСС со ссылкой на замглавы Минстроя Олега Бетина. В частности, речь идет о требовании к минимальному размеру капитала застройщиков. Изначально строительное ведомство планировало установить его на уровне 1 млрд руб. (если застройщик — группа компаний).

Требования к собственному капиталу девелопера будут основываться только на общей площади строящегося объекта, заявил Бетин. Соответствующие поправки в законопроект ко второму чтению внесет правительство. Напомним, альтернативой «обязательному миллиарду» является требование для каждого застройщика — юридического лица иметь уставной капитал в размере не менее 5% от произведения совокупной площади возводимых им объектов (или одного объекта) на среднюю цену продажи квадратного метра в регионе (определяет Росстат).

Ранее грядущие требования «обязательного миллиарда» подвергались серьезной критике, в частности со стороны столичных властей. В Москомстройинвесте сумму в 1 млрд руб. считают чрезмерно завышенной. Замглавы ведомства Александр Гончаров отмечал, что «обязательный миллиард» разумнее превратить в «обязательные 500 млн», а его непосредственный начальник Константин Тимофеев и вовсе называл сумму 100 — 200 млн руб.

В свою очередь, депутат Госдумы Александр Хинштейн утверждал, что формально свободных собственных средств в миллиард рублей нет даже у самых крупных застройщиков в стране. По оценкам депутата, введение подобной нормы привело бы к очень серьезной монополизации рынка и к проблемам со строительством в регионах.

 

Минстрой обещает сократить количество процедур для получения разрешения на строительство

Минстрой обещает в течение года значительно сократить срок прохождения административных процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, сообщила 25 марта в ходе экспертной дискуссии «Urban Talks» замминистра строительства и ЖКХ РФ Наталья Антипина.

В своем выступлении замминистра напомнила, что работа по сокращению административных барьеров началась в 2012 году. Тогда сроки прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, составляли 423 дня.

«За четыре года Правительством Москвы была проделана планомерная, серьезная работа по снятию административных барьеров. Сроки сократились на 160 дней. Сегодня 263 дня длится прохождение всех процедур, мы ставим задачу к следующему году сократить сроки в Москве до 130 дней», — цитирует Наталью Антипину пресс-служба Минстроя.

По словам замминистра, в настоящее время ведется разработка схем прохождения административных процедур по Москве и Санкт-Петербургу.  С 1 января 2017 года Правительством Москвы будет внедрен так называемый «Калькулятор процедур». Как пояснила замглавы Минстроя, воспользовавшись этим калькулятором, инвестор сможет  заранее рассчитать, какое количество процедур ему придется пройти, в какой срок, и сколько это будет стоить.

Также Наталья Антипина обратила внимание, что ведется активная работа по обеспечению межведомственного электронного взаимодействия между органами кадастрового учета, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которые выдают разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Разрабатывается сервис по постановке вновь построенных объектов на кадастровый учет в электронном виде. По ее словам, сервис будет зарегистрирован в ближайшее время. «Я думаю, что ко второму полугодию регионы смогут пользоваться этим сервисом. А в Москве даже раньше», — уточнила замминистра.

Особенности саморегулирования в строительстве обсудили на круглом столе НОСТРОЙ и НОПРИЗ в рамках Всероссийского форума СРО

Национальное объединение строителей и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков 25 марта 2016 года провели совместный круглый стол на тему «Особенности саморегулирования в строительстве. Перезагрузка» в рамках VI Всероссийского форума саморегулируемых организаций. Модератором круглого стола выступил вице-президент НОСТРОЙ Виктор Опекунов.

В мероприятии приняли участие вице-президент НОПРИЗ и председатель Комитета по профессиональному образованию НОСТРОЙ Азарий Лапидус, заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Сергей Чернов, заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации Александр Литвак, вице-президент РСПП Виктор Плескачевский, ответственный секретарь Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев, а также представители саморегулируемых организаций.

Представитель Министерства экономического развития Российской Федерации в своем выступлении пояснил, что при подготовке новой редакции Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» Министерство руководствовалось поручением Президента Российской Федерации создать единую общую модель саморегулирования с общими принципами для всех сфер экономики. Однако Александр Литвак подчеркнул, что в Министерстве не отрицают наличие особенностей каждой отрасли и законопроект это предусматривает, хотя перечень этих особенностей ограничен. «По мнению Минэкономразвития, Градостроительный кодекс регулирует большое множество работ, что деформирует базовые функции СРО, в частности, при таком подходе объективно невозможен полноценный контроль за всеми членами», — отметил Александр Литвак и рассказал еще о ряде изменений, предусмотренных новой редакцией базового закона о саморегулируемых организациях.

Участники круглого стола признали и поддержали необходимость принятия новой редакции Федерального закона № 315-ФЗ, придя к выводу, что в измененном виде документ интегрирует в себя все наработанные практики саморегулирования во всех сферах экономической деятельности, и, таким образом, закон станет более основательным и структурированным. Однако участники мероприятия в очередной раз подчеркнули, что в строительной отрасли существуют особенности, регулирование которых не предусмотрено законом «О саморегулируемых организациях». Они должны быть вынесены за его рамки и отрегулированы Градостроительным кодексом, поскольку именно он регулирует большинство норм строительной деятельности. Виктор Опекунов напомнил, что сегодня пункт 2.1 ст. 1 Федерального закона № 315-ФЗ гласит: «Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности», и он выразил надежду, что в новой редакции эта формулировка будет сохранена.

Кроме того, в ходе круглого стола собравшиеся обсудили общую ситуацию в системе образовательного процесса, вопросы аттестации профессиональных кадров и все возрастающую роль системы дополнительного образования, рассмотрели положительный опыт работы строительных саморегулируемых организаций в регионах России, их взаимодействие с региональной властью и активное участие в формировании градостроительной политики.

В завершение мероприятия выступил Виктор Плескачевский, который призвал всех уделять более пристальное внимание используемой в законодательстве терминологии, поскольку от этого могут возникать серьезные проблемы при применении законодательства на практике. По его мнению, необходимо в новых редакциях документов поправить терминологию, максимально избегать особенностей, а также стремиться к точным определениям и ясной природе отношений.

Подводя итог круглого стола, Виктор Опекунов попросил всех присутствующих активно участвовать в обсуждении готовящихся изменений в Федеральный закон № 315-ФЗ и в Градостроительный кодекс.

 

Страница обновлена : 26.07.2018 г